Недавно провели опрос среди руководителей и маркетологов частных клиник о позиционировании.
«МЫ ТУТ СПАСАЕМ ЖИЗНИ, А ВЫ ПРО МАРКЕТИНГ» - уже слышу комментарии.
И да, вы правы. Вы спасаете жизни пациентов. Но тут вспоминаю свои встречи с собственниками. Выясняла, что мешает им спать ночами, уставившись в потолок. Мысли Ваших коллег:
- все вроде есть – оборудование купили, врачей нашли. А пациентов - нет
- через неделю рядом открывается еще один центр. Что будет через полгода?
- я хочу открыть новое направление, но не знаю, как оно «зайдет» в рынок
- вроде бы все ничего, но у меня к лору перезапись, а недавно открытая педиатрия пустует и «сжирает» всю прибыль
- завтра надо с SMM-щика потребовать отчет - чем он там занимался весь этот месяц, где обещанный поток людей, сколько вообще на это денег ушло
Где брать пациентов, как их удержать? что делать с «Центром доктора Звездунова» и Клиникой «Дешевое здоровье», которые открываются в соседнем квартале через неделю?
Раньше можно было нанять на фрилансе SMM-специалиста, запустить в Instagram продвижение и получить какой-то первичный поток пациентов. Сегодня ясно, что маркетинг клиники – это более сложная система, чем таргетинг в соцсетях.
Если структурировать, получится несколько групп маркетинговых проблем, с которыми сталкивается большинство клиник:
- маркетинга нет вообще
- ситуационный маркетинг без стратегии
- незнание пациентского спроса
- низкий первичный пациентопоток при наличии спроса
- неэффективность маркетинговых трат
- отсутствие понимания, откуда и за сколько приходит пациент
- непонимание, как бороться с конкурентами с помощью маркетинга
Теперь - к опросу и почему я тут Вам про УТП рассказываю вместо контекста.
Вопрос: «Как в Вашей клинике обстоят дела с позиционированием и уникальным торговым предложением?»
Приняли участие 52 человека.
Что получилось:
У 35 клиник НЕТ позиционирования и УТП, но они чувствуют, что это нужная вещь;
16 клиник – есть в оформленном виде и его знают все сотрудники
13 клиник – есть представление, но не оформлено
1 клиника – есть в оформленном виде, но знают не все.
А был еще вариант «Нет, это ненужная вещь». Но его никто не выбрал :-)
Еще интереснее были в комментариях:
Кто-то писал, что УТП уже нет, есть УРыночноеПредложение.
Упомянули нейромаркетинг – начался спор: нейромаркетинг – это манипуляция пациентом «за гранью» или способ донесения УТП?
Очень понравился комментарий о том, что УТП – это часть общего позиционирования клиники.
В сухом остатке:
Плохая новость: у 30% Ваших потенциальных конкурентов с позиционированием все ОК. И это помогает им лечить лучше и зарабатывать больше. Хорошая новость: частной медицине есть куда развиваться: 67% клиник не имеет позиционирования или оно не оформлено.
Это звучит банально, неинтересно, избито, скучно, несовременно (нужное подчеркнуть), но: в любой сфере в основе всего по-прежнему лежат три магические буквы и одно слово:
УТП и ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Все это понимают (иначе бы вариант с «ненужной вещью» победил)). Мало кто прорабатывает этот вопрос на практике.
Но у вас точно достаточно знаний о себе и клиенте для того, чтобы исправить это.
Вы не представляете, какое облегчение наступит у Вас, когда вы просто пропишете «Чем наша клиника отличается от других».
Держите таблицу, она очень простая. Там же – инструкция по заполнению.
Только не забывайте быть честными и постоянно возвращаться в «мир пациента».
Быть честным означает, что если вы делаете гастроскопию на фиброскопе, а ваш конкурент – на японской эндостойке, то это не преимущество и не стоит писать «качественная и безболезненная гастроскопия» в свое УТП.
В мире пациента слова «хорошее оборудование» ничего не значат.
Для него важно, если вы:
- проведете гастроскопию за 15 минут вместо 20, потому что для него это стресс
- поставите ему точный диагноз, который не надо перепроверять
- выявите даже небольшое новообразование и быстро удалите его, потому что это продлит ему жизнь.
В чем основная ценность такого подхода? Многие клиники начинают не с болей пациента, а с рассказа о банальностях. И это не очень работает. Сравните 2 скрин-шота реальных сайтов клиник:
1:
Да, широкий спектр услуг – это хорошо. Но он есть у всех.
И 2:
3 пункта о том, как клиника заботится о здоровье своего ПАЦИЕНТА.
Не забывайте, что Вам постоянно придется доносить до пациента и подтверждать свое позиционирование. И над этим тоже надо.
Поэтому в следующий раз будет геометрия. Переместимся в более сложную плоскость – Послание-Аудитория-Канал.
А пока сделайте для своей Клиники всего одну вещь. Сегодня. Пропишите ваше УТП и позиционирование.
P.S. Кстати, вот позиционирование «Медстройпроект»:
Поставляем медицинское оборудование 8 лет и оснастили 67 частных медицинских центров.
Мы называем свой подход комплексным, потому что даём целостное решение:
- как сэкономить ваши финансы и время с помощью системы одного окна
- как оптимизировать вложения при покупке оборудования
- как использовать приобретенное оборудование с отдачей 100%.
Помогаем открывать и оснащать медцентры, клиники
— по подбору и поставке оборудования и инструментов